Вопросы о GR и лоббизме

Коллектив Baikal Communications Group подготовил ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о Government Relations и лоббизме в России.

Каковы основные задачи лоббистской деятельности? Кто является бенефициаром лоббистских услуг?

Институт лоббизма выступает важнейшим политико-правовым явлением, оказывающим значительное влияние на демократические управленческие процессы в обществе. Гарантируя представительство и защиту интересов многочисленных социальных групп и бизнес-сообщества на различных уровнях государственной власти, лоббистская деятельность призвана решать ряд публично-значимых задач.

  • Использование прогрессивного лоббистского инструментария в государственном управлении позволяет учитывать разнополярные интересы индивидов и их объединений при принятии политических решений, и, в этом смысле, институт лоббизма способствует самоорганизации гражданского общества и поддержанию взаимовыгодного диалога его представителей с органами государственной власти.
  • Успешное взаимодействие с органами государственной власти является в последнее время необходимым условием развития бизнеса и НКО, поскольку реализация крупных коммерческих проектов, ответственных социальных программ, долгосрочных инвестиционных стратегий невозможна без построения эффективных коммуникаций с учетом государственных интересов. Кроме того, все большую актуальность приобретает проблема представления интересов бизнеса и НКО не только в органах государственной власти федерального и регионального уровней, но и в наднациональном пространстве, в частности, в органах ЕАЭС. Механизмы GR и лоббизма способны обеспечить стратегическое взаимопонимание с государствами-членами и предотвратить регуляторные риски на единых рынках.
  • Технологии GR и лоббизма способны нивелировать негативный эффект работы государственного аппарата, выражающийся в бюрократизации процесса принятия решений, злоупотреблении должностными полномочиями и т.д., а, значит, могут успешно применяться в целях как противодействия коррупции, так и формирования высокого уровня правовой культуры в обществе.
  • Эффективное решение названных задач с использованием транспарентного правового инструментария в конечном итоге, безусловно, способствует эффективности правового регулирования и нормальному функционированию политической системы, учитывающей различные интересы групп населения в социальной, экономической, духовной сферах общественной жизни.

При этом бенефициаром лоббистских услуг выступает не только клиент: государство также нуждается в диалоге с бизнесом и общественными организациями в целях выработки наиболее эффективных подходов как при решении конкретных задач, так и для развития демократических ценностей в целом.

В чем заключается сущность лоббизма?

Лоббистская деятельность является комплексной и включает в себя множество функций: коммуникационную, аналитическую, юридическую, антикризисную и т.д.

В основе лоббизма лежит два основополагающих принципа – законность отстаиваемого интереса и использование транспарентного правового инструментария.

Прежде всего, речь идет о качественной всесторонней экспертизе, включающей в себя анализ законодательства и регуляторной политики, оценку рисков, грамотное выстраивание стратегии и прогнозирование результатов. Именно такая экспертная оценка, а не возможность неформального кулуарного решения тех или иных общественно-политических вопросов, как это принято считать, обусловливает ценность лоббистских и GR-технологий.

Соотношение компетенций GR и лоббистского инструментария. В чем отличие?

В теории функция GR (Government Relations) подразумевает выстраивание и поддержание взаимодействия с органами государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, в то время как лоббистская деятельность направлена на оказание влияния определенной заинтересованной группы лиц на принятие тех или иных политических и управленческих решений.

Однако в каждом конкретном случае эти компетенции пересекаются и зачастую реализуются комплексно, поэтому в практической плоскости разделение институтов GR и лоббизма отражено в организационном устройстве рынка соответствующих услуг: он состоит из инхаус-специалистов, работающих в GR-департаментах компаний, и внешних консультантов – лоббистов, имеющих в своем портфеле самые разные проекты. Сегодня СEO-директор любой крупной компании, чаще всего, понимает важность функции GR и формирует отдельное структурное подразделение, отвечающее за выстраивание взаимодействия с органами государственной власти. При этом представители GR & Lobbying консалтинга зачастую обладают более широкой экспертизой и универсальным опытом, поэтому внутренние и внешние специалисты нередко сотрудничают в целях совместной реализации лоббистских проектов в зависимости от актуальных для той или иной отрасли вопросов и стратегических задач.

Сформирован ли в России рынок лоббистских услуг?

На сегодняшний день российский рынок лоббистских услуг находится на начальном этапе формирования. Это связано и с историческими особенностями становления социально-политической системы, и с отсутствием образовательных программ в области лоббизма и взаимодействия с органами государственной власти, и с некоторым общественным недоверием в отношении профессии лоббиста. В результате немногочисленным представителям рынка приходится сталкиваться с заблуждениями относительно сущности лоббистской деятельности, а компании испытывают нехватку профессионалов, способных сочетать важные компетенции и эффективно реализовывать лоббистские проекты. Поэтому, учитывая потенциал и повышающуюся востребованность профессии лоббиста, важнейшей задачей является формирование и развитие как рынка предоставления лоббистских услуг, так и профессионального имиджа лоббиста.

Профессиональный лоббист – кто он?

Лоббистская деятельность интегрирует в себе целый ряд функций, поэтому современный лоббист должен обладать специальными знаниями и компетенциями в области коммуникаций, нормотворчества, экономики, политических процессов и государственного управления. Среди таких компетенций – системный подход к решению поставленных задач, стратегическое и проектное мышление, аналитические способности, навыки межличностной и межкультурной коммуникации, знание законодательства и регуляторных процессов в основных отраслях экономики, понимание логики и механизма принятия решений в исполнительной и законодательной ветвях власти, а также устройства политической системы России и стран ЕАЭС (ЕС и пр.).

Успешная реализация в профессии лоббиста зависит от умения эффективно выстраивать отношения с клиентами и стейкхолдерами, проводить всесторонний анализ рынка и глубокую правовую экспертизу законодательного регулирования, оценивать риски, прогнозировать перспективы развития государственной политики в части ее влияния на конкретную отрасль экономики и формировать на этом основании релевантные лоббистские и GR-стратегии.

Можно ли получить образование в области GR и лоббизма?

На сегодняшний день рынок испытывает существенный недостаток в образовательных программах в сфере GR и лоббизма как на уровне повышения квалификации по этим направлениям, так и в рамках обучения в ВУЗах, поэтому одной из важнейших задач Baikal Communications Group является развитие и популяризация профессии лоббиста и соответствующего профессионального образования.

В этих целях совместно со Школой бизнеса МГИМО Baikal Communications Group два раза в год проводит курс повышения квалификации по направлению «GR и лоббистская деятельность в бизнесе и НКО», построенный по принципу – практики для практиков, с привлечением профильных специалистов российских и международных компаний из реального сектора экономики.

При этом сохраняется необходимость внедрять аналогичные курсы в образовательные программы магистратур ВУЗов, чтобы предоставить студентам возможность изучить и впоследствии выбрать для себя профессию лоббиста. Такие специальные курсы, во-первых, выполняли бы функцию профессиональной ориентации и просвещения, и, во-вторых, формировали бы позитивное отношение к профессии среди общественности.

Как институт лоббизма способен противодействовать коррупции?

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 года, в качестве одного из возможных инструментов борьбы с коррупцией названо рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Это означает, что развитие института лоббизма способствует снижению негативного эффекта функционирования государственного аппарата, выражающегося, в том числе, в использовании коррупционных схем принятия политических и регуляторных решений.

Несмотря на сложившийся стереотип об использовании лоббистами незаконных, «теневых», способов влияния, коррупция препятствует эффективной реализации лоббистского инструментария компаниями, чья деятельность находится в правовом поле и подчинена жестким этическим принципам. Коррупционная составляющая, создавая угрозу национальной безопасности и дестабилизируя политическую систему, обесценивает роль экспертизы, которая имеет ключевое значение при оказании лоббистских услуг. Поэтому борьба с коррупцией должна выступать в качестве одной из первостепенных задач как при непосредственной реализации лоббистских проектов, так и в рамках совершенствования института лоббизма. Другими важными задачами являются стимулирование «вне теневой» лоббистской деятельности, придание позитивной окраски профессии, обеспечение баланса государственных, общественных интересов и потребностей бизнес-сообщества.

Сдерживая бюрократизацию принятия общественно и экономически значимых решений и создавая таким образом необходимый демократический баланс, применение GR- и лоббистских технологий способствует самоорганизации гражданского общества, поддержанию взаимовыгодного диалога его представителей с органами государственной власти, формированию благоприятного правового климата.

Правовое регулирование лоббизма в России

На сегодняшний день в российском законодательстве нет специального нормативного акта, регламентирующего лоббистскую деятельность. Вместе с тем дискуссии о необходимости разработки соответствующего правового регулирования ведутся уже не один десяток лет.

Так, первая попытка обеспечить правовую регламентацию института лоббизма состоялась еще в 1992 году, когда депутатами Государственной Думы был разработан проект закона «О регулировании лоббистской деятельности в РФ». Затем аналогичные попытки были предприняты в 1996, 1997, 2003 и 2013 годах. Законопроекты содержали положения о сферах, методах, субъектах лоббистской деятельности, их профессиональном и правовом статусе, системе регистрации лоббистов, ограничении иностранного влияния на принятие решений российскими органами государственной власти. Однако ни один из проектов принят не был.

Попытки принятия закона о лоббизме не увенчались успехом, главным образом, в виду их концептуальной недоработки. Прежде всего, ни один из законопроектов не учитывал саму сущность лоббистской деятельности, которая заключается не только в непосредственном взаимодействии частных лиц с государственным аппаратом, но и связана, как косвенно, так и напрямую, со многими сферами общественных отношений (деятельность СМИ, право граждан на обращения, финансирование кандидатов на выборные должности, участие в политической жизни через общественные объединения и т.д.). Эти аспекты лоббизма остались за пределами предложенного правового регулирования. Кроме того, законопроекты так или иначе были основаны на американском подходе к регламентации лоббистской деятельности, в то время как реалии американской и российской политической действительности существенно отличаются, поэтому прямая имплементация норм зарубежного правопорядка в отечественное законодательство была не самым удачным законотворческим решением. Более того, попытки предложить правовое регулирование были преждевременными: они предпринимались одновременно с возникновением интереса к лоббизму как политическому явлению. Однако лоббизм представляет сложный общественно-политический институт, который, очевидно, должен пройти этапы становления и развития, прежде чем будет сделан выбор в пользу той или иной модели использования лоббистского инструментария. В противном случае такой выбор вряд ли можно считать в полной мере обоснованным.

Вместе с тем отсутствие специального нормативного акта не означает, что сегодня лоббистская деятельность находится «вне закона»: в той или иной степени она основывается на положениях Федеральных законов «О государственной гражданской службе РФ», «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Закона РФ «О СМИ» и т.д. Поэтому механизмы взаимодействия власти и частных лиц, как и сама возможность достижения баланса интересов с помощью законных мер, имеют под собой правовое обоснование.

Что касается принятия отдельного закона о лоббизме, то ключевая проблема состоит в определении оптимальных пределов правового регулирования. Для ее решения необходимо выстроить эффективный и взаимовыгодный диалог между представителями профессии лоббиста, государственными органами, бизнесом, общественными объединениями и научным сообществом. Только при достижении концептуального согласия в отношении подхода к регламентации лоббистской деятельности идея о принятии закона о лоббизме может найти эффективное и гармоничное воплощение.

При использовании материалов публикации необходимо ссылаться на первоисточник.