Основные GR-тренды 2022 года
01.02.2023
Трансформации в экономике, обществе и управленческих практиках 2022 года не могли не отразиться на отношениях бизнеса и государства. Изменения проявлялись неравномерно в разных отраслях и отличались в российских и зарубежных компаниях. В начале нового года полезно окинуть взглядом эти перемены.
Тренд 1. Положение западных компаний меняется
Начать можно с небольшой предыстории. До 2014 года государство в основном прислушивалось к потребностям иностранного бизнеса. После – стратегия импортозамещения стала для него приоритетным направлением, что отразилось на положении иностранных компаний.
Государство стало больше интересоваться проблемами российского бизнеса, критика некоторых инициатив западными компаниями игнорировалась. Яркие примеры – предустановка российского софта на смартфоны и введение правила «второй лишний» в отношении медицинского оборудования. Иностранный бизнес стремился сохранить статус-кво, а о возможностях добиться преференций для него речи уже не шло. Однако устойчивый и конструктивный диалог с государством сохранялся. В 2022 году для ряда компаний ситуация изменилась.
Весной прошлого года многие иностранные бренды выразили желание покинуть российский рынок. Руководство части из них ограничилось громкими заявлениями, но некоторые запустили процесс ухода.
Решения штаб-квартир транснациональных корпораций снизили уровень доверия между российским государством и иностранным бизнесом. Заявления о желании покинуть страну (даже если они не были реализованы) дискредитировали иностранные бренды в глазах отечественной бюрократии. С точки зрения государства, таким образом подверглись риску российские сотрудники этих компаний, их клиенты, а также развитие целых отраслей, в том числе критически важных для страны.
В итоге в 2022 году была подорвана основа для конструктивного диалога между государством и частью компаний из «недружественных» стран. Надеемся, что временно.
В этих условиях правительство усложнило процесс ухода иностранного бизнеса с российского рынка. В частности, установлен особый порядок согласования сделок к с иностранными компаниями из «недружественных» стран, ограничения на продажу долей стратегических предприятий и жесткие меры в области валютного законодательства. Еще одним ответом на уход западных компаний стало усиление тренда на импортозамещение.
Ограничивая деятельность в стране, компании «замораживают» свою GR-функцию, что негативно влияет на развитие профессии в целом. Значительно сужается функционал профильных специалистов и сокращаются бюджеты. Наблюдается релокация работников в другие регионы (например, в Центральную Азию).
Мы помним, что сама профессия GR-специалиста в нашей стране формировалась под влиянием международного бизнеса. Уходя из России, крупные компании «уносят» с собой и сложившиеся традиции GR. Речь идет о высоком уровне комплаенс-культуры, умении взаимодействовать со стейкхолдерами, понимании особенностей работы с консультантами и т. д. Все эти черты свойственны западным компаниям, потому что их штаб-квартиры располагаются в США и Европе, где давно существуют традиции GR и лоббизма, а также законодательное регулирование этой деятельности.
Тренд 2. Новые страны-фавориты
Несколько отличается положение международных компаний из «дружественных» стран, например из Китая, Индии, Турции. Некоторые из них готовы к локализации производства в России. Примеры можно найти в таких сферах, как автомобилестроение, производство специальной техники, отрасль медицинских изделий и т. д.
Власти России охотно идут на диалог с менеджментом таких предприятий. Например, GR-специалистов из китайских компаний, готовых инвестировать в российскую экономику, активно приглашают на совещания с участием федеральных министров, замминистров и глав крупных регионов. Очевидно, что сейчас к таким компаниям приковано гораздо больше внимания. Вопрос инвестиций крайне важен для государства, поэтому оно открыто к взаимодействию с компаниями из «дружественных» стран на самом высоком уровне.
Однако это не значит, что у международных компаний из этих стран не возникает проблем на российском рынке. Тренд импортозамещения несет риски и для них. Например, применение правила «второй лишний», по которому госучреждения не могут купить иностранное медицинское оборудование, если в торгах участвует хотя бы один отечественный производитель, затронуло и китайский бизнес.
Кроме того, некоторые компании из «дружественных» стран сокращают свой бизнес в России из-за риска вторичных санкций. Это негативно влияет на их взаимоотношения с государством. Хотя таких компаний гораздо меньше в сравнении с западными.
Тренд 3. Новые и неожиданные функции GR
Внешние условия в 2022 году способствовали возникновению новых направлений антикризисного GR – как в российских, так и в иностранных компаниях.
Одно из них, например, было связано с частичной мобилизацией, объявленной в сентябре. Ресурсы компаний были брошены на противодействие «перегибам на местах». Необходимо было донести до региональных органов власти информацию о рисках остановки производств и продемонстрировать их значимость для экономики России. Параллельно GR-менеджеры принимали экспертное участие в формировании списка отраслей, сотрудников которых не должны призывать в рамках частичной мобилизации.
Также многие компании столкнулись с необходимостью вывести из структуры управления лиц, имеющих отношение к «недружественным» странам. В некоторых случаях уменьшалась доля их владения, иногда бизнес полностью передавался российским лицам. Это сложный процесс, и здесь нередко требуется помощь GR-специалистов. Они сопровождают его, взаимодействуя с регуляторами – в первую очередь, с правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. В их задачи входит получение необходимых разъяснений от власти и донесение информации до стейкхолдеров. Всего, по данным Центра стратегических разработок (ЦСР), 89 крупнейших иностранных компаний приняли решение передать бизнес в России новым собственникам.
Параллельно с антикризисной активностью, продолжалась стратегическая работа с долгосрочными регуляторными рисками в компаниях, которые остаются в России. Бизнес из наиболее сложных в плане госрегулирования сфер, таких как табачная отрасль, фармацевтика, медицинские изделия просто не может их игнорировать.
Речь идет об ограничениях при госзакупках, разработке новых технических регламентов, запретах на некоторые виды продукции и т. д. По этим направлениям продолжается планомерная работа с регуляторами внутри России и на наднациональном уровне – в частности, с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Она осложняется наличием большого количества тактических рисков и трудной экономической ситуацией.
Тренд 4. Возрастание роли GR
Один из главных трендов этого года, который мы наблюдаем в нашей практике – функция GR стала возникать в тех российских компаниях, где раньше ее не было.
Этот процесс объясняется тем, что на фоне кризиса растет уровень государственной поддержки в ряде отраслей. Власти предлагают новые варианты протекции для российского бизнеса, включая субсидии, льготное кредитование, преференции при госзакупках и другие. Уже к июню в план первоочередных действий по поддержке экономики страны входило более 300 мер. Премьер-министр Михаил Мишустин заявлял, что общий размер бюджетного стимула в 2022 году должен превысить рекордные 8 трлн руб.
В то же время, как показала практика, не все компании смогли воспользоваться мерами поддержки. В том числе из-за сложной системы отчетности или необходимости донастройки законодательства.
Зачастую именно GR-специалисты принимают участие в обсуждении будущих мер господдержки. И в прошлом году они стали особенно важны. Наиболее яркий пример – IT-сектор. Власти страны уделяли особенно много внимания поддержке этой отрасли, и GR-функция помогла российским компаниями использовать возможности, предоставляемые государством.
Помимо этого, усилилась конкуренция между российскими предприятиями в освободившихся на рынке нишах. В этих условиях GR-специалисты помогают создавать конкурентные преимущества и преодолевать административные барьеры. Они взаимодействуют с регуляторами, рассказывая им о проблемах бизнеса, а также прорабатывают механизмы сотрудничества с госкомпаниями.
Тренд 5. Ускорение бюрократии
В 2022 году перед российской экономикой возникли масштабные вызовы, которые потребовали ускорения принятия решений на федеральном и региональном уровнях. В этих условиях закрепился интерактивный формат взаимодействия бизнеса и власти, когда государственные решения принимались в режиме реального времени. Можно привести несколько примеров того, как это работало в прошлом году.
Во-первых, некоторые ведомства стремились напрямую работать с бизнесом из регулируемых отраслей. Иногда сбор предложений от GR-специалистов проходил прямо через чаты в мессенджерах. В итоге с помощью массовой вовлеченности бизнеса и использования его экспертизы некоторые важные решения приняты в ускоренном порядке. Например, оперативные меры поддержки экономики были утверждены в течение одной недели после 24 февраля: отмена проверок для бизнеса, льготы для IT-сектора, кредитные каникулы и т. д. В обычное время их принимали бы примерно в течение полугода.
Во-вторых, сбор предложений бизнеса проводился оперативно, без перерывов на выходные дни, на многих площадках. В частности, через такие крупные организации, как РСПП или Деловая Россия, а также через отраслевые ассоциации, институты развития, рабочие группы при федеральных органах исполнительной власти.
В-третьих, государство стремилось разъяснять свою политику. Например, в марте был запущен портал «Объясняем.рф», на котором размещались ответы на самые актуальные вопросы, в том числе для бизнеса. В Москве был запущен колл-центр для предпринимателей с целью оказания им поддержки в условиях санкций.
В заключение отметим, что в российских компаниях GR – это все еще молодая функция. Во многих из них по-прежнему нет профильных специалистов. Но сегодня очевидно, что в ближайшие годы бизнес в России будет сталкиваться с новыми вызовами, а круг задач GR-специалистов расширяться. В конечном итоге преимущества на рынке получат те компании, которые смогли привлечь к себе профессиональные кадры и наладить диалог с государством.