О судебном PR в России
01.03.2021
26 февраля 2021 года Crisis and Litigation Communicator’s Alliance опубликовал аналитическую статью Baikal Communications Group о состоянии рынка судебного PR в России. Материал был подготовлен по просьбе Альянса с целью профессионального развития международных коммуникационных компетенций CLCA. Автором публикации является директор практики судебного PR Нина Данилина.
Текст самой статьи под названием «Судебный PR в России: кейсы, цифры, тренды» приводится ниже:
Исход публичных судебных споров в России все чаще решается в медийном поле. На помощь истцам и юристам приходит судебный PR – управление коммуникациями в ходе судебного разбирательства с целью создать правильный информационный фон вокруг определенной правовой позиции и добиться справедливости.
Российские кейсы
Еще несколько лет назад истцы и юристы игнорировали прессу, старались не обсуждать в соцсетях свои судебные процессы. Однако в 2020 году для всех очевидно — шансы получить объективное решение суда повышаются, когда за судебным процессом следит общественность.
Резонансные дела журналиста Ивана Голунова и актера Михаила Ефремова наглядно показали: общественное мнение оказывает влияние на исход судебных споров. Грамотно выстроенная PR-стратегия, дополняющая работу юристов, принесла свободу Ивану Голунову. В то время как непоследовательные действия юриста в публичном поле так или иначе увеличили срок Михаила Ефремова.
Яркий пример судебного PR (Litigation PR) — иск звезды фристайла Марии Комиссаровой к клинике доктора Блюма. Российская фристайлистка Мария Комиссарова получила травму позвоночника в процессе подготовки к Олимпиаде в Сочи. Доктор Евгений Блюм обещал спортсменке полное восстановление двигательных функций. Однако по факту реабилитация стоимостью 50 млн рублей оказалась занятиями в тренажерном зале в течение полутора лет и не принесла результатов: Мария так и не встала с инвалидного кресла и не начала передвигаться самостоятельно.
Чтобы выиграть в суде у владельца международной сети клиник, со связями и административным ресурсом, нужна была победа в информационной войне. После выхода сюжета в программе “Человек и закон”, более 450 публикаций в СМИ, а также петиции в поддержку Марии, которую поддержали блогеры и подписали более 5 тыс. человек, глава Следственного комитета взял дело под личный контроль, а Марии присудили компенсацию. Так коммуникационная стратегия поддержала и усилила юридическую позицию.
Еще один кейс недавнего времени — PR-сопровождение первого российского коллективного иска. Блогер Катя Конасова выяснила, что производитель средства от акне FemFatal вводил в заблуждение потребителей, используя в составе косметики дешевый антибиотик и не указывая его в составе. Новость об иске к производителю FemFatal вышла на всех крупных российских телевизионных каналах и деловых изданиях. Тематические сюжеты на YouTube суммарно набрали более 5 млн просмотров, видео вошло в топ-3 самых просматриваемых видео на YouTube. В результате первый иск был выигран, Роспотребнадзор привлек производителя косметики к ответственности за правонарушения, коллективный иск еще рассматривается.
Три самых эффективных канала судебного PR в России
Исследование эффективности PR-сопровождения судебных споров, проведенное в 2020 году PLATFORMA и BGP Litigation среди юристов и истцов, показало, что более 60% юристов и истцов уже использовали огласку в судебных разбирательствах и считают ее эффективной. 78% опрошенных подтвердили, что PR-сопровождение повлияло на исход судебного спора.
В большинстве случаев участники опроса использовали одновременно несколько каналов продвижения. 56% участников использовали для огласки публикации в СМИ, 47% опрошенных проводили PR-кампанию в соцсетях, телевидение подключали в 26% случаев, Telegram-каналы использовали 21% респондентов.
На ТВ обращались, если был нужен максимальный охват и привлечение внимания на высшем уровне, в Telegram — для оперативного распространения информации, в крупные онлайн-СМИ — если нужно было вытеснить негативную информацию из поиска.
Самыми эффективными каналами PR-сопровождения судебных споров, согласно исследованию, стали: СМИ, соцсети (занимают второе место по эффективности) и Telegram-каналы. Самыми яркими примерами эффективного PR-сопровождения судебных споров участники опроса назвали дела журналиста Ивана Голунова и режиссера Кирилла Серебренникова.
Тенденции российского судебного PR
Уже сейчас, в 2020 году, очевидны четыре тренда судебного PR-2021: активное привлечение блогеров и инфлюенсеров, публикация непубличной информации (личных переписок и проч.), использование технологий (таргетированной и контекстной рекламы), более агрессивное поведение ответчиков, которые всеми силами пытаются завоевать лидерство в информационной повестке.
В 2021 году судебный PR будут активно использовать не только физические лица, но и компании. В частности в спорах бизнеса с государством, при переведении бизнес-споров в уголовную плоскость, а также в спорах “Давид против Голиафа” (когда средний и малый бизнес судится с более крупной стороной). Также к судебному PR все чаще будут прибегать НКО, профсоюзы, экологические движения.
Необходимость привлечения внимания общественности сохранится и в спорах по защите прав потребителей, при подаче коллективных исков, а также в процессах с высокой вероятностью принятия судом субъективного решения.