Эдуард Войтенко: запрет на импорт лекарств из США может повлиять на отдельные сегменты фармацевтической отрасли
13.04.2018
Генеральный директор Baikal Communications Group Эдуард Войтенко прокомментировал информационному агентству ТАСС, что произойдет на фармацевтическом рынке страны, если Государственная Дума РФ примет закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств».
Напомним, законопроект, в частности, предусматривает запрет или ограничение импорта в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, алкоголя, табака, лекарственных средств или препаратов из США и других недружественных стран. Однако лекарств, аналогов которых в России нет, ограничения не коснутся.
В настоящее время доля производителей США на фармацевтическом рынке России – около 10%. Основной импортер – Европейский союз (более 70%). По объему продукции российский рынок находится на 14 месте в мире и, в лучшем случае, сохранит эту позицию в ближайшие годы. Объем импорта, грубо говоря, приближается к отметке в $10 млрд. Как видно из структуры импорта, от ЕС наша страна зависит критически, от США, возможно, меньше, если брать ситуацию в целом. Но если говорить о последствиях запретительных мер для рынка, то нужно, помимо общей картины, смотреть на сегменты. Россия все-таки очень зависима от импорта лекарственных препаратов и фармацевтического сырья, особенно в узких, специализированных сферах. Может так получиться, что, для каких-то пациентов американские препараты будет нечем адекватно заменить. При этом раскручиваемый виток ажиотажа, связанного с импортозамещением в фарме, не пойдет на пользу никому. В этой отрасли невозможно быстро и эффективно воссоздать препараты, которые будут полностью аналогичны зарубежным современным лекарствам. Пострадают и пациенты, и, в долгосрочной перспективе, отечественный производитель. Если убирать конкурентов с рынка силовыми методами, у компаний, конечно, будет больше возможностей заместить продукцию на внутреннем рынке, но это будет нишевое искусственное развитие без глобальных перспектив.